На портале Фонда инфраструктурных и образовательных программ Группы РОСНАНО в разделе "Лица наноиндустрии" (https://fiop.site/litsa-nanoindustrii/) можно познакомиться с биографиями тех ученых, инженеров, предпринимателей, которые за 10 лет создали новую отрасль. В этом перечне есть и рассказы о специалистах СПбГТИ(ТУ), в том числе о Тамаре Балабековне Чистяковой. Далее приводится статья Тамары Балабековны (https://fiop.site/litsa-nanoindustrii/chistyakova-tb/%D0%AD%D0%A2%D0%9E).
Одна из важных задач — удержать в России подготовленные кадры для высокотехнологичных отраслей науки.
10 лет назад, в 2010 году, ФИОП и Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет) начали совместную работу по подготовке кадров для высокотехнологичных секторов химической промышленности. Одним из главных достижений этого десятилетия профессор СПбГТИ Тамара Чистякова считает создание образовательных программ. «Мне посчастливилось возглавить коллективы, которые работали над самыми разнообразными образовательными программами: повышения квалификации, магистратуры, модулями дистационного обучения (E-learning) для различных промышленных химико-технологических и металлургических производств, — отмечает она. — Все они разрабатывались при финансовой и интеллектуальной поддержке Фонда».
Санкт-Петербургский технологический институт всегда славился качеством образования. Сейчас, в период четвертой промышленной революции, перед его преподавателями стоит задача подготовки современных специалистов для нужд российской промышленности. В 2010 году Тамаре Чистяковой и проректору по науке Анатолию Малыгину пришлось доказывать руководителям ФИОП, что Технологический институт способен удовлетворить запрос промышленности для подготовки кадров. «Помогло нам то, что проректор по науке — крупный специалист в области нанотехнологий, а у меня имелся десятилетний опыт работы с зарубежными партнерами. Поэтому сложность задачи была понятна, и мы смогли сформировать команду преподавателей, с которой мы работаем до сих пор, — вспоминает Тамара Балабековна. — Важно, что архитектура программ, внедряемых Фондом, соответствует жизненному циклу образовательных технологий, которые содержат базовую и вариативную части. Вариативная часть настраивается на компетенции, вызовы и квалификационные дефициты. В итоге создана команда методистов Технологического института, которая интегрирует образовательные и профессиональные стандарты, учитывая запросы предприятий».
За создание программ магистратуры и повышения квалификации в области материаловедения их разработчики, Технологический институт и подконтрольное РОСНАНО предприятие ООО «Вириал», получили премию правительства Санкт-Петербурга в области интеграции, науки, образования и производства.
Эту совместную работу и встречи с директором «Вириал» Владимиром Румянцевым профессор Чистякова оценивает очень высоко: «Он рекомендовал нам организовать практику магистрантов в Германии для изучения вопросов математического моделирования, комплексного управления высокотемпературными печами. И мы приложили все усилия, чтобы нашими партнерами стали университет высокотемпературной керамики Фраунгофера, Дрезденский технический и Мюнхенский университеты. Это позволило сохранить и развивать дальше наши научные школы высокотехнологичных отраслей, познакомиться с европейскими коллегами, изучить и привнести инновации в производство».
Разработка магистерской программы тоже принесла серьезный результат: она позволила сформировать команду выпускников-магистрантов, которые сейчас работают на производстве, причем некоторые из них прошли путь до руководителей отдельных стадий производства и производства в целом.
В 2012 году преподавателям СПбГТИ стало понятно, что чтения лекций только в интерактивном режиме недостаточно. Возникла идея разработки модулей в режиме дистанционного обучения. Совместно с ФИОП был разработан экспериментальный модуль e-learning. «Компьютерные тренажеры являются наукоемкими объектами и создаются длительное время, а технологии и инновации внедряются быстрее. При разработке отдельного модуля в режиме e-learning совместно с ООО „Вириал“ и Фондом мы приобрели бесценный перспективный опыт, — подчеркивает Тамара Чистякова. — Помимо проектной команды (преподаватели, технологи, производственники) нам нужна была электронная платформа, позволяющая в короткое время интегрировать в систему знания специалистов и ученых. Фонд не ограничивал выбор, и эту перспективную идею согласилась опробовать компания BlackBoard. Нам удалось с их помощью отработать все сценарии обучения и быстро перевести в электронный формат знания наших экспертов».
В итоге IT-специалисты защитили диссертации по современным технологиям управления, эксперты получили лекции и практические занятия в электронном виде, а производственники — возможность удаленно учиться на рабочем месте. Эти результаты высоко оценил премьер Дмитрий Медведев: в 2014 году на юбилее вуза ему продемонстрировали возможности оперативной связи c промышленным производством и дистанционного обучения высокотехнологичным практическим системам.
Итогом работы с ФИОП стало развитие научно-педагогической школы в области информационных телекоммуникационных технологий, которую возглавляет профессор Чистякова. Она занесена в реестр научно-педагогических школ Санкт-Петербурга Комитетом по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга.
Со временем запросы предприятий становились все более сложными, комплексными, требующими интеграции различных вузов. За такую задачу в области производства и эксплуатации наноструктурных огнеупорных материалов и изделий для металлургических процессов Технологический институт взялся совместно с МИСиС.
Взаимное дополнение научных школ двух ведущих российских вузов привело к созданию интегральной программы ресурсо-энергосберегающего управления сталеплавильными агрегатами с использованием сырья, получаемого на базе нанотехнологий. Она была впервые отработана на Череповецком металлургическом комбинате. «Это была великолепная поездка: сложная, результативная, взаимообогащающая. Большой популярностью пользовались наши электронные ресурсы, — вспоминает Тамара Чистякова. — И мы оперативно (поскольку в команду входили специалисты IT, специалисты-технологи, материаловеды) дополняли их, что позволило сотрудникам комбината продолжить самостоятельную работу». В итоге была обучена команда руководителей производств и сформировано новое научное направление.
В ходе сотрудничества с другими вузами и Фондом выяснилось, что образовательные программы покрывают дефицит в тех или иных отдельных компетенциях по отдельным направлениям, но в целом не соответствуют заполнению тех вакансий, которые требуются бизнесу. «А бизнесу нужны специалисты, обладающие системным подходом и современными технологиями, способные профессионально решать задачи, — комментирует Тамара Чистякова. — Стало понятно, что надо готовить команду под инженерные проекты».
Будучи проректором по учебной работе, Тамара Балабековна изучала опыт подготовки инженеров в технических университетах Франции и Германии, где учат инновационному подходу с первого курса. Под заказ конкретного производства готовится команда, которая потом защищает совместный проект. Внедрение подобного инновационного обучения в нашей стране требует ресурсов и отлаженных механизмов взаимодействия. «Очень важным результатом работы с ФИОП я считаю разработку программы подготовки инжиниринговых команд для вторичной переработки полимеров. Все в этом проекте актуально и важно: и команда, и экологическая переработка вторичных полимеров, и применение профессиональных стандартов для каждой специальности, и общая цель: из полимерного мусора получить продукт, реализуемый на рынке».
Были разработаны модули, помогающие готовить студентов различных факультетов по такому же принципу. У института появился опыт подготовки инжиниринговых команд, который можно применять для других высокотехнологичных производств. И здесь, по словам Тамары Чистяковой, стала ясна актуальность проекта: структура всех технических университетов в нашей стране позволяет готовить инжиниринговые команды под жизненный цикл технических изделий. Во всех технических университетах есть факультеты, которые синтезируют материалы для той или иной отрасли; факультеты по проектированию оборудования; факультеты, готовящие специалистов по управлению этими объектами, цифровизации, автоматизации. В конце концов, каждый из вузов пытался сохранить экономические факультеты. «Нам удалось сформировать команду преподавателей вузов, которая способна подготовить специалистов уже всего жизненного цикла вторичной переработки полимеров. Инжиниринговую команду представители СПбГУ учили командной работе, преподаватели СПбЭУ — маркетингу, экономической оценке, сотрудники СПбГТИ — технологиям вторичной переработки и управления производственным жизненным циклом, и все эти модули тестировались на производстве».
Еще одним важнейшим результатом десятилетней работы с другими вузами и Фондом стало открытие в Технологическом институте бакалавриата и магистратуры по направлению «Наноматериалы». По мнению Тамары Чистяковой, очень важно, чтобы подготовленные кадры оставались работать не только в нашей стране, но и в той отрасли, для которой были подготовлены. Речь идет о студентах, которых сложно удержать в российском высокотехнологичном поле, особенно на фоне конкуренции с IT индустрией. «ФИОП решает задачу подготовки кадров для промышленности, которые вовлекаются в интересные инновационные идеи и остаются работать в России. Мне кажется, эта одна из самых сложных задач, потому что такие люди становятся топ-менеджерами с соответствующей оплатой труда, — отмечает Тамара Балабековна. — И бизнес, который хочет „быстро и недорого“, должен сделать выводы, что за таких специалистов и их подготовку надо платить, чтобы удержать их на высокотехнологичных производствах».
Тамара Чистякова вот уже 20 лет руководит программой международного сотрудничества по программе Германской службы академических обменов (DAAD) в области софт-компьютинга для систем автоматизации и управления высокоэффективными технологическими объектами с Рурским университетом города Бохума. В стипендиальной программе приняло участие около 70 студентов и аспирантов факультета информационных технологий и управления.
За 20 лет изменились и сами студенты, и подход к их подготовке. Сначала российские студенты несколько отставали от европейских сверстников в умении презентовать свои работы. «Было много формул, совершенно закрепощенное, несвободное владение языками, и мне стало понятно, что надо готовить ребят к таким мероприятиям. И через год мы приятно поразили немецких партнеров: стали свободнее и приблизили наши сложные формулы к практическим вызовам».
Сравнивая студентов и магистрантов в Европе и России, Тамара Балабековна отмечает, что молодые люди, которые занимаются наукой в ЕС, более уверены в будущем. «Они знают, что если получат эту профессию, то им гарантирована заработная плата и качество жизни. Но для этого надо иметь практико-ориентированное обучение и учиться стабильно. Наши молодые ученые более креативны, но они могут получить работу только в крупных городах. Часто они уходят из наукоемкой отрасли — из области разработки в область эксплуатации, и это, конечно, плохо для высокотехнологичных отраслей».
Как эксперт программы «УМНИК», Тамара Чистякова считает, что государственная поддержка молодых инноваторов очень важна. «Даже если они не создадут малые предприятия, не дойдут до стартапа, то они получат те умения, которые в ФИОП считают ключевыми: основы технологического предпринимательства и работа в команде. ФИОП способствуют сохранению и развитию научно-педагогических школ технических университетов нашей страны. Это очень благородная цель».