Производственная практика как начало пути по разработке инновационного ИТ-проекта и защите бакалаврской работы в рамках практико-ориентированного обучения

Производственная практика как начало пути по разработке инновационного ИТ-проекта и защите бакалаврской работы в рамках практико-ориентированного обучения

от Козлов Андрей Васильевич -
Количество ответов: 0

В течение более двух десятилетий на кафедре САПРиУ по инициативе заведующей кафедрой, профессора Т.Б. Чистяковой реализуется практико-ориентированное обучение студентов. Так, в бакалавриате, начиная с производственной практики на третьем курсе, студенты присоединяются к творческим коллективам, включающим преподавателей, аспирантов, магистрантов и проводящим прикладные исследования и разработки по научным направлениям кафедры. Каждый студент во время практики выполняет индивидуальное задание, связанное с описанием структуры, данных и алгоритма функционирования отдельного модуля компьютерной системы проектирования (обработки информации, управления, обучения, исследования) технического/технологического объекта, разработку которой в целом осуществляет творческий коллектив. На четвертом курсе во время курсовых проектов, НИР и преддипломной практики студенты развивают свои ИТ-проекты, доводя их до практической реализации в виде настраиваемых открытых проблемно-ориентированных программных комплексов, тестирование которых осуществляется по производственным данным, предоставляемым индустриальными партнерами кафедры – ведущими предприятиями российской и международной промышленности. Ими являются ПАО «Газпром нефть», Новолипецкий металлургический комбинат, ООО «Клёкнер Пентапласт Рус» (КП Рус), ООО «Завод по переработке пластмасс имени «Комсомольской правды», АО «Группа компаний «Русредмет», немецкая компания Klöckner Pentaplast Europe GmbH & Co. KG (kpE). Итогом обучения является подготовка и защита выпускной квалификационной работы бакалавра. И на всех этапах этого большого пути студенту помогают (руководят, консультируют) его старшие коллеги по творческому коллективу. Практико-ориентированное обучение способствует высокоэффективной интеграции образования, науки и промышленности на современном уровне. В результате формируется высококвалифицированный ИТ-специалист, гармонически сочетающий компетенции системного аналитика и разработчика и готовый к продолжению обучения в магистратуре и реализации междисциплинарных наукоемких и высокотехнологичных проектов в рамках российских и международных научно-производственных коллективов.

Одним из наиболее ярких примеров реализации практико-ориентированного обучения является многолетнее динамично развивающееся партнерство кафедры с инновационными предприятиями международной корпорации по производству высокотехнологичных полимерных материалов Klöckner Pentaplast (КП Рус, kpE). По сложившейся традиции и в этом году в рамках производственной практики студентов бакалавриата третьего курса был сформирован творческий коллектив под научным руководством профессора Т.Б. Чистяковой с целью реализации комплексного ИТ-проекта по созданию компьютерного тренажера для обучения операторов управлению гибким экструзионно-каландровым производством многоассортиментных полимерных пленок с применением технологий виртуальной реальности. Идея ИТ-проекта принадлежит директору компании Kohlert-Consulting, доктору К. Колерту, являющемуся почетным профессором Технологического института и соруководителем (со стороны Германии) совместных научных исследований и разработок по цифровизации промышленных производств полимерных материалов. Актуальность ИТ-проекта обусловлена соответствием приоритетным направлениям научно-технологического развития России и Германии, связанным с переходом к цифровым, интеллектуальным производственным технологиям. Залогом успешной реализации ИТ-проекта является имеющийся на кафедре САПРиУ большой задел в развитии методологии разработки и практической реализации тренажерно-обучающих комплексов для управления химическими, в том числе потенциально-опасными, производствами. А главное, что кафедра обладает уникальным опытом создания интерактивных виртуальных 3D моделей агрегатов и производственных систем, баз данных сырья, оборудования, технологических параметров, продукции, баз знаний нештатных ситуаций на производстве, их причин и рекомендаций по устранению, теоретических и эмпирических математических моделей для управления качеством полуфабрикатов и продукции гибких многоассортиментных промышленных производств полимерных пленок. В сформированный творческий коллектив наряду с преподавателями и аспирантами (доценты А.Н. Полосин, А.С. Разыграев, аспирант А. Дамрин) вошли 4 студента: Д.К. Азаров и А.В. Колесникова (гр. 404), К.И. Емельянова и П.Ю. Фомичева (гр. 405). Темы их практики и будущих бакалаврских работ определены целью данного ИТ-проекта. С целью ознакомления студентов с производством полимерных пленок, на примере которого будет разрабатываться и тестироваться компьютерный тренажер, 24 июля 2023 г. состоялась рабочая поездка на завод ООО «Клёкнер Пентапласт Рус». Представителей кафедры САПРиУ приняли и рассказали им о заводе и перспективах нашего научно-образовательного партнерства генеральный директор В.Г. Ксенофонтов, ведущий технолог Е.В. Белухичев и начальник отдела информационных технологий (ИТ) С.А. Баранов, являющиеся выпускниками Технологического института разных лет. После ознакомления студентов с правилами техники безопасности и выдачи специальной одежды для посещения производства им была организована интересная и полезная экскурсия на первую и вторую экструзионно-каландровые линии. В ходе экскурсии начальник отдела ИТ С.А. Баранов подробно рассказал ребятам о стадиях производства, их оборудовании, контролируемых технологических параметрах и показателях качества пленки, применяемых технических средствах автоматизации и способах управления производительностью линии и потребительскими характеристиками пленки. Студенты сделали фото- и видеосъемку основных агрегатов производства (экструдера, каландра, съемно-вытяжных и охлаждающих валков), систем измерения толщины и количества поверхностных дефектов пленки, пультов управления второй линии, на которой в основном изготавливаются фармацевтические и пищевые упаковочные пленки. Эта информация необходима для построения интерактивной 3D модели производственной системы с целью реализации обучения управлению в режиме виртуальной реальности. В конце рабочей встречи, прошедшей продуктивно и в товарищеской обстановке, были сделаны памятные фотографии.

Студенты кафедры САПРиУ сделали свой первый шаг на большом пути к достижению заветной цели – отличной защите бакалаврской работы как элемента международного инновационного ИТ-проекта. Успехов вам, молодые инноваторы!     

 

Т.Б. Чистякова, зав. каф. САПРиУ

                                                                        А.Н. Полосин, доц. каф. САПРиУ





Пульт управления каландровой линией и очки виртуальной реальности


Представители кафедры САПРиУ на заводе. На фотографии слева направо:

С.А. Баранов, начальник отдела ИТ КП Рус, 

выпускник кафедры САПРиУ 2004 г.;

Д.К. Азаров, студент гр. 404, будущий выпускник кафедры САПРиУ 2024 г.;

А.Н. Полосин, доцент, заместитель заведующей кафедрой САПРиУ по научной работе, кандидат технических наук, выпускник кафедры САПРиУ 1999 г.;

В.Г. Ксенофонтов, генеральный директор КП Рус, выпускник кафедры химии и технологии каучука и резины 2007 г.


Представители кафедры САПРиУ на заводе. На фотографии слева направо:

С.А. Баранов;

К.И. Емельянова, студентка гр. 405, будущая выпускница кафедры САПРиУ 2024 г.;

А.Н. Полосин;

В.Г. Ксенофонтов